125124, Москва г, Ямского Поля 3-Я ул, дом № 2, корпус 1, офис 311

1С:ERP УСО 2 глазами методолога

Любая стройка начинается со «СМЕТЫ». Или «ОКОЛОСМЕТЫ», которая вроде как смета, но это не точно.

Из опыта можно сказать, что на данный момент понятие «СМЕТА» в строительной отрасли трактуется очень широко. Так для строительства объекта «Компании-1» достаточно списка строительных работ, объемов, материалов и такой документ компания называет «СМЕТА». Другая же «Компания-2» подобный документ назовет «спецификация к договору», «ведомость объемов работ» или «ведомостью договорной цены». При этом «Компании-2» необходима полная декомпозиция строительных работ до материалов, ресурсов, применяемых коэффициентов, нормативов и расценок. Подобный разбор «Компания-2» тоже называет «СМЕТА».

Таким образом получается, что смета для строителей важный, но широко трактуемый документ.

Для работы со сметой в «1С:ERP Управление Строительной Организацией 2» (далее 1С:ERP УСО) существует свой отдельный раздел – «Сметная подсистема». По сути, это отдельный продукт, именуемый на рынке «1С: Смета 3», который бесшовно интегрирован в коробочное решение 1С:ERP УСО. 

Вот имеем мы на руках смету – замечательно и здорово, что дальше?

ШАГ №1. Формирование списка строительных работ

Каждая смета, и сейчас не важно это ведомость объемов работ или «правильная смета», собранная специалистом в профильном программном комплексе (Smeta.Ru ГРАНД-Смета или др.), формируется в разрезе строительной работы.

Первым и самым логичным действием, которое нам предлагает 1С:ERP УСО, является формирование «Календарного графика производства работ» в понятной нам детализации. В 1С:ERP УСО есть специальные инструменты, позволяющие с небольшими трудностями (вручную, из шаблонов, из MS Project или с помощью АРМов), сформировать список строительных работ, для последующего контроля факта. Здесь следует отметить возможность собирать материальную и ресурсную потребность под каждой отдельной строительной работой. И собираться вся эта история может как в сметных, так и во внутренних (организации) материалах и ресурсах, опираясь на сопоставление с соответствующими внутренними справочниками.

А ведь это ровно то, чего нам не хватало на текущем этапе – возможность оценить объект строительства.

ШАГ №2. Оценка стоимости объекта строительства

Бюджет строительного проекта - для понимания выгодно или нет компании приступать к выполнению строительно-монтажных работ, объект строительства необходимо расценить и понять из каких параметров эта «расценка» собирается.

И расценить его желательно в своих внутренних расценках! Ну чтобы анализ выгодности мероприятия был наглядным и ощутимым. Расценки эти собираются, и здесь мы говорим о логике 1С:ERP УСО, из нескольких параметров:

  • стоимость материалов - служба снабжения оценивает материальную потребность на объекте, связывается с поставщиками, получает предложения, скидки и на основании полученных данных формируется «ценовая база», которую мы можем применить к объекту;
  • стоимость ресурсов - если в компании есть свой собственный парк техники, то стоимость машиночаса в компании наверняка имеется. Если своего парка техники нет, то комплекс мероприятий особо не отличается от получения ценовой базы по материалам;
  • ФОТ – используемые бригады и стоимость нормо-часа на выполнение работ;
  • Накладные расходы - в этот оценочный блок откидываются все сопутствующие объекту траты.

«Календарный график» есть, «расценки на материалы» + «расценки на машино-механизмы» + «ФОТ» «накладные расходы». Совмещаем это все в специальном документе - «Бюджет строительства». Табличная часть документа заполняется списком работ из нашего графика, стоимость работ формируется с учетом ценовых баз и накладных расходов.

Объект оценен – рентабельность понятна, принимаем решение строить!

Главное, что на данном этапе у нас есть – это график производства работ. Дальше наступает очередь более предметного планирования объекта строительства.

ШАГ №3. Распределение объемов работ на собственные силы и подрядчиков

Здесь надо оговориться, поскольку предметным планированием мы занимались, до этого в процессе определения и назначения материалов для выполнения работ. Под предметным планированием мы имеем ввиду распределение работ, назначение исполнителей, закупку материалов и прочие мероприятия для обеспечения фронта работ необходимыми ресурсами.

Итак, идем по порядку:

  • Если говорить о коробочном решении, то блок «Строительное производство» обладает всем необходимым инструментарием для того, чтобы сопровождать весь комплекс строительных работ – от первого забитого гвоздя, до последнего списанного на затраты молотка;.
  • В 1С:ERP УСО существует документ, позволяющий более чем прозрачно распределить работы между исполнителями. Как собственными – и здесь мы говорим о структурных подразделениях организации, так и подрядными – контрагенты организации. Интересной особенностью здесь является возможность распределять не только работы с прилагаемыми к ним объемами, но и материалы с ресурсами, а в последствии даже сформировать некую передачу материалов заинтересованной стороне;
  • Следует, конечно, отметить (и эта отметка будет субъективной), что не все в данном документе удобство. Так работа, которая планируется к выполнению двумя и более организациями, должна быть продублирована в графике для соответствующего количества исполнителей, что незамедлительно отсылает нас к перепланированию графика и разделению объемов работ. Получается, что мы изначально обязаны понимать какую работу и в каком объеме мы планируем передать. Так же, на этапе оформления документа, мы должны понимать кому из подрядчиков работа будет передана, либо использовать «подорожник» – до определенной поры назначить на работы nomane-контрагента.
Оговорка: Методологически в 1С:ERP УСО 2 заложено (В жизни происходит аналогично, и эту работу необходимо проделать):
  1. Планирование работ собственными силами,
  2. Перепланирование и разделение объемов на подрядчиков. 

И так, за плечами у нас уже график и понятная детализация по исполнителям. Им, кстати, тоже стоит уделить отдельное внимание, поскольку 1С:ERP УСО 2 включает в себя возможность назначать абсолютно конкретных исполнителей на работы. Реализована эта возможность в разрезе выполняемой работы и назначенной на ее выполнение должности, но, к сожалению, это работает только для сдельщиков.

ШАГ №4. Обеспечение материалами (МТО)

Материалы. Их назначением и стоимостной оценкой мы занимаемся с начала формирования графика производства работ, теперь настало время обеспечивать этими материалами строительную площадку.

Как уже повелось, система и здесь предлагает нам достаточно удобный механизм, позволяющий сформировать потребность не только на определенный период времени (хоть на один день, хоть на весь период строительства), но и на определенную периодичность (неделя, месяц). Таким образом можно сформировать вполне себе понятную и прозрачную картину о том какой материал необходимо поставить на объект для выполнения СМР своевременно и в срок. Получается некий аналог лимитно-заборной карты (ЛЗК).

Не радует отсутствие возможности формировать заказы на необходимые материалы напрямую из документа. Приходится использовать дополнительные документы системы, позволяющие транслировать потребности как в закупки, так и в производство с перемещением на склад. Это было сделано в угоду интеграции 1С:ERP и блока «Строительное производство», чтобы не дублировать функционал. Из практики можем сказать, что во всех проектах 1С:ERP УСО мы дорабатываем это блок, для удобства работы МТО.

Итого на этом шаге имеем – график СМР есть, подрядчики есть, материалы на стройку едут.

ШАГ №5. Связь нашего Календарного графика с Графиком Заказчика

Следующим шагом в строительном производстве у нас является подготовка и оформление договоренностей с заказчиком.

Оговорка: Как правило График Заказчика содержит укрупненные работы, по которым нас контрактуют. Для производства работ, мы более детально планируем работы в соответствии с технологией производства и внутренним контролем СМР, подготовкой исполнительной документации.

1С:ERP УСО предлагает нам зафиксировать связь между работами Заказчика и Нашими работами, в специальном документе – «Условия по договору с заказчиком». В документе прекрасно все – работы, объемы, длительность, суммы с НДС и без него. При определенных настройках есть возможность транслировать в документ дополнительные параметры по договору и даже заполнять документ работами в детализации заказчика с автоматическим заполнением стоимости работ. Но есть одно «но»: в случае, когда мы работаем по расценкам заказчика, а не кропотливо выполненным нами ранее оценочным расчетам, документ должен и будет заполнен вручную для каждой отдельно взятой работы. Это легко игнорируется, когда работ десять-двадцать, но вот заполнение пары сотен строк уже вызывает больший объем работ.

Оговорка: Так или иначе Планово-технический отдел, будет делать эту работу на этапе закрытия КС.

Более удобным на этом фоне выглядит документ системы, фиксирующий наши ранние договоренности с подрядчиками. Он уже заполняется на основании ранее заполненного документа «Условия по договору с Заказчиком» в автоматическом режиме с использованием понижающего для исполнителя коэффициентом.

На данном этапе мы получаем весь комплекс подготовительных работ:

  • График производства работ с материалами и ресурсами;
  • Разделительная ведомость с детализацией по исполнителям, материалам и ресурсам;
  • План потребностей в материалах на необходимый;
  • Бюджет строительства в нужном для оценки виде цен для материалов и ресурсов;
  • Условия по договору с заказчиком;
  • Условия по договору с подрядчиком.

Несмотря на оценочное суждение и едва заметные намеки на некоторые огрехи, все вышеперечисленные документы являются более чем достаточными и функциональными для комфортной работы с цифровой моделью объекта строительства. Так же этих документов более чем достаточно для формирования в системе плановых бюджетных моделей, что должно быть интересно всем без исключения руководителям бизнеса.

С планированием разобрались, переходим к факту.

ШАГ №6. Факт СМР

Отражение фактических данных/фактически выполненных работ, в системе определенно документом «Учет выполненных работ». Все строители знают этот документ под названием «Журнал учета выполненных работ (форма КС-6А)». Данный документ крайне прост в оформлении, имеет накопительный характер, формируется на любой промежуток времени – от дня, до всего периода строительства. И, что важно, формируется как для работ, выполняемых собственными силами, так и для работ подрядчика.

Как результат – на руках имеем фактически выполненные объемы работ без смс и регистрации, по своевременно введенным ответственными лицами данным, что в дальнейшем позволяет производить различные виды анализа и формирования большого количества отчетных форм – план-факт, отставание, разбор причин отставания и пр.

Очередную черту под фактом проводит интересный для строительного процесса документ – «Реализация строительных работ». Это представление документа «Акт о приемке выполненных работ», форма КС-2. Следует сказать, что системно существует два документа КС-2 – внутренний и внешний. Задача первого документа – внутренняя приемка работ ответственными сотрудниками, технадзором, ПТО, иной контролирующей внутреннюю приемку работ службой. Внешняя же форма документа представляет собой отчетную форму заказчика. Огромным плюсом этого документа является автоматическое заполнение данными по фактическим объем, а также заполнение документа ранее непринятыми работами.

РЕЗЮМЕ:

«1С:ERP Управление Строительной Организацией 2» - комплексная система единого окна в которой может быть организован учет строительных работ (СМР). Все цепочки необходимых документов формируются в едином информационном пространстве:

  • Условия по договору с Заказчиком;
  • График производства работ;
  • График + материалы + машино-механизмы + ФОТ;
  • Бюджет строительства;
  • План потребностей в материалах, оборудовании, материалах которые нужно произвести:
    • План закупок материалов для МТО;
    • План поставок оборудования + связка со спецификацией сметы, для поставки МТО;
    • План производства Материалов (бетон, асфальто-бетон, металлоконструкции и пр.);
  • Условия по договору с подрядчиком:
    • Автоматическое заключение договоров с подрядчиком + график объемов работ. С последующим контролем Факта и сроков;
    • Контроль материалов для передачи подрядчику;
  • Сбор Факта СМР с площадки:
    • Гибкий механизм сбора Факта (день, неделя, месяц, произвольный);
    • Автоматическое подтягивание материалов и формирование М-29;
    • Возможность сделать промежуточный этап приемки тех контролем, ПТО – незавершенное производство (НЗП);
  • Формирование КС-2, КС-3 автоматически с подтягиванием материалов;
  • Анализ отклонений от Плана, прозрачный анализ причин отклонений, НЗП, принятие управленческих решений.

Оговорка: Смотря на это резюме можно сказать, что 1С:ERP УСО полностью реализует сквозной процесс строительства от Сметы до Факта СМР. Это дает самый главный плюс – НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ЕДИНЫЙ СКВОЗНОЙ ПРОЦЕСС. Можно проследить на каком этапе произошел сбой, и сформировать корректирующие мероприятия.

P.S.

Однако в Строительной отрасли, не бывает все по «плану»:

  • То сметы нет и строим по стадии П;
  • То Заказчик дает график который не соответствует технологии выполнения работ и требует отчитываться по нему и ПТО ежемесячно «разматывает» СМР + Смету;
  • То перепланирование постоянное: отставание, погодные условия, МТО не поставило материалы/оборудование в срок;
  • То др… 

Сразу скажу, что в условиях реальных ограничений 1С:ERP УСО тоже работает за счет гибких механизмов и правильной методологии, закладываемой при моделировании в проекте, но об этом в др. статьях. Все проекты реализованные «Практикой Решений» показывают, что с учетом различных ограничений можно связать ВСЕ В СКВОЗНОЙ ПРОЦЕСС и начать КОНТРОЛИРОВАТЬ, на ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИНИМАТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.